Новости

 

Архив новостей

Архив новостей

 

«Скаутинг. Разведчество»

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детско-юношеский центр г. Петрозаводска

Одобрена методическим
советом ДЮЦ
на 2005-2006 учебный год
«5»сентября 2005 года

УТВЕРЖДАЮ
Директор ДЮЦ
_________________
С.Э.Воздвиженский

 

Образовательная программа
объединения «Скауты-разведчики»
«Скаутинг. Кабскауты (младшие скауты)»
для детей от 8 до 11 лет

Продолжительность программы: 1 год

Педагоги дополнительного образования:

Петрозаводск, 2005 г.

Уровень экспертизы

Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы ДЮЦ социально-педагогической направленности.

Программа реализуется в Детско-юношеском центре с 2002/2003 учебного года. Настоящая редакция программы одобрена Методическим советом ДЮЦ и утверждена к реализации на 2005-2006 учебный год.

Программно – методическое обеспечение

С момента возрождения скаутского движения в России прошло 15 лет. За это время педагоги убедились в широких образовательных возможностях скаутской методики.

Сегодня скаутская организация успешно действует во многих уголках России, позволяя самореализоваться, найти свое место в обществе, выбрать верные жизненные ориентиры многим детям и подросткам. Ребенок может вступить в скаутскую организацию в любом возрасте, т.к. для различных возрастных групп предусмотрены разнообразные программы, отвечающие психологическим, интеллектуальным и социальным потребностям детей и юношества.

Младшие ребята в скаутинге называются кабскауты (букв. «скауты-детеныши») или «волчата». Это дети в возрасте 8-11 лет. В основе традиционного обучения ребят этого возраста, ведущего свою историю из начала прошлого века, лежит «Книга Джунглей» Редьярда Киплинга, отсюда и название – волчата.

Ребята младшего школьного возраста с увлечением играют в ролевые игры, пытаясь почувствовать себя взрослыми членами общества. В основе программы «Кабскауты» также лежит ролевая игра и игровая деятельность в целом. Маленький скаут-новичок имеет возможность почувствовать себя Маугли, который попал в чарующий мир джунглей. Ему нужно многому научиться вместе со стаей у мудрых Акелы и Багиры – руководителей.

От руководителя требуется умение создать атмосферу игры и приключения для группы - «стаи». Для этого не нужно обладать специальными актерскими навыками, но важно уметь отбросить солидность и увлеченно повыть вместе с волчатами на нарисованную на стенке луну, залезть в сделанное из одеяла и стола «логово», отправиться в поход на поиски заветов медведя Балу. У кабскаутов существуют свои традиции, символика и атрибутика. Часть из них подобна скаутским, но отвечают условиям игры (законы волчат, обещание волчонка, название и клич стаи, создание вымпела, система рангов (3 следа, салют и девиз, галстук), другие отражают собственно детали ролевой игры – сборы на скале Советов, легенды мудрого волка, обряд получения лесного имени. Кроме того, в каждой «стае» складываются свои собственные обычаи, традиции.

Возможны и другие варианты большой игры, к которой приглашаются ребята. Например, индейское племя, лесная страна с говорящими зверями т.д. Важно создать атрибутику игры, сделать ее объемной и захватывающей. Фантазию руководителя увлеченные ребята поддержат собственными идеями.

Стремление к познанию мира – еще один важный фактор в развитии ребят 8-11 лет. Они с удовольствием и жадно поглощают новую информацию о естественных явлениях окружающей среды и человеческой деятельности, и наиболее интересным этот процесс будет для них, если кабскауты сами делают открытия. Всевозможные эксперименты очень привлекательны для ребят этого возраста: как делается масло из молока, насколько загрязнена окружающая среда, почему растению необходим свет, из каких стран привозят продукты в соседний магазин. Под руководством вожака кабскауты увлеченно будут знакомиться с новыми сведениями.

Таким образом, в основе методики работы с кабскаутами лежат игра, наглядность, обучение через деятельность и проблемное обучение. Волчата знакомятся со скаутскими навыками – поведению в лесу, простейшей медицинской помощи, историей скаутинга и т.п., усваивают модели поведения в организации, готовятся к вступлению в скауты.

Разделы данной программы носят названия сказочных краев и стран и объединяют в себе единые по содержанию темы. Рекомендуется для наглядности сделать карту путешествия, в котором предстоит поучаствовать кабскаутам.

Следует добавить, что не все ребята, прошедшие через программу «Кабскауты», захотят вступить в скауты в следующем году. Но, так как в скаутской системе различные возрастные группы часто участвуют в общих проектах, у многих кабскаутов появляется стремление вступить в скауты, стать такими же умелыми, как их старшие товарищи, принять участие в лагерях, пойти в более сложные походы.

Вне зависимости от того, продолжат ли дети получать образование в скаутской системе, программа «Скаутинг. Кабскауты» позволяет сформировать у них социальные навыки, которые будут необходимы ребятам в жизни. Таким образом, являясь подготовительной скаутской программой, она одновременно имеет и самостоятельную образовательную ценность для обучаемых.

Цель и задачи программы

Цели программы:
Развитие познавательного интереса к окружающему миру, знакомство со скаутингом, подготовка к вступлению в скауты.

Задачи программы:

  • создание атмосферы в группах для поддержки становления личности;
  • социальное воспитание через возможность общения с различными возрастными категориями;
  • знакомство с основами начальной туристской подготовки, ориентирования, первой медицинской помощи;
  • экологическое воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • сохранение и укрепление здоровья.

Программа предусматривает включение детей в игровую деятельность на основе скаутского метода. Деятельность в рамках программы базируется на принципах личностного развития детей, адаптации их к жизни в обществе, активного содержательного досуга.

Данная программа рассчитана на начинающих скаутов в возрасте 8-11 лет, на один год обучения. Учебная нагрузка по программе составляет 6 часов в неделю (216 часов в год).

Также возможен расчет учебной нагрузки на полтора года. Возможно вхождение новых участников в группу в течение года. К новичкам используется индивидуальный подход в освоении ими не пройденного материала. Наглядным результатом обучения является прохождение «кабскауты» по ступенькам роста (система следов – первый, второй, третий), что позволяет сравнить результативность обучения, добавляет элемент соревновательности.

В соответствии со скаутским методом и психологическими особенностями возраста, программа деятельности стаи подразумевает отведение основной части учебных часов на практическое обучение. В программу включаются участие в лагерях (трехдневные лагеря на осенних, зимних и весенних каникулах), однодневные походы, экскурсии. Обязательны еженедельные занятия общефизической подготовкой (спортивные тренировки, походы).

Предполагается, что многие темы, освоенные детьми на простейшем уровне в игровой форме, будут пройдены ими более основательно после вступления в скауты.

Способы отслеживания результатов усвоения программы:

  • Зачёты по программам
  • Путеводитель волчонка, где отметки делает руководитель
  • Тренинги.
  • Походы и экскурсии с выполнением практических заданий.
  • Тестирование (например, в форме лото)

Тематическое планирование

Блок/Темы

Количество часов

Теория

Практика

1.

Основы туристской подготовки («Таинственный лес»)

32

13

21

1.1

Сборка рюкзака

2

1

1

1.2

Правила передвижения на природе

3

1

2

1.3

Основы оказания первой медицинской помощи

6

4

2

1.4

Определение следов животных

3

1

2

1.5

Чтение карты

6

2

4

1.6

Опасность тонкого льда и действия при несчастных случаях на льду

3

1

2

1.7

Утилизация мусора в лесу

8

2

6

1.8

Основы создания топографической карты

3

1

2

2.

Жизнь города («Каменный город»)

26

14

12

2.1

Безопасное движение в городской среде

4

2

2

2.2

Умение обратиться за помощью в чрезвычайных ситуациях

2

2

 

2.3

Утилизация мусора в городе

6

2

4

2.4

Уход за домашними животными

2

2

 

2.5

Умение различать, выбирать, покупать продукты

4

2

2

2.6

Знакомство с экологическими проблемами

6

2

4

2.7

Умение правильно вести себя при встрече с опасными, агрессивно настроенными людьми

2

2

 

3.

Этнография и краеведение («Древняя планета»)

20

4

16

3.1

Знакомство с предметами старинного быта

5

1

4

3.2

Изготовление предметов быта традиционными способами

4

1

3

3.3

Традиционная карельская выпечка

4

1

3

3.4

Знакомство с традиционными народными играми

3

 

3

3.5

Умение правильно пользоваться ножом.

4

1

3

4.

Мир вокруг

34

8

26

4.1

Знакомство с другими странами

6

2

4

4.2

Знакомство с жизнью и деятельностью людей с ограниченными возможностями

4

2

2

4.3

Знакомство с Библией и важнейшими церковными праздниками

4

2

2

4.4

Экскурсия на завод или фабрику, знакомство с технологией изготовления чего-л.

5

1

4

4.5

Участие в исследовательском задании

4

 

4

4.6

Выполнение ответственного поручения каждым членом стаи

2

 

2

4.7

Правила дорожного движения, пеший или велопоход

9

1

8

5.

Руками человека («Мастерская доброго гнома»)

23

6

17

5.1

Создание чего-либо нового из старых вещей

4

1

3

5.2

Уход за снаряжением (например, лыжи, велосипед, альпинистская веревка)

4

1

3

5.3

Знакомство с устройством фотоаппарата, камерой Обскура

3

1

2

5.4

Создание модели, у которой есть двигающиеся детали

3

 

3

5.5

Приготовление пищи

6

2

4

5.6

Основы починки одежды

3

2

1

6.

Я в скаутской организации («Удивительный дом»)

34

9

25

6.1

Самообслуживание: на примере участия в генеральной уборке и мелком ремонте места сборов

4

1

3

6.2

Обсуждение обычаев и законов стаи и их развития

2

2

 

6.3

Знакомство со скаутскими песнями, легендами

3

 

3

6.4

Участие в отрядном деле/ событии городской или региональной организации

10

1

9

6.5

Знакомство с историей скаутинга

5

4

1

6.6

Социально-полезные дела *

10

1

9

7.

Моя страна («Земля серого медведя»)

15

7

8

7.1

Родной край сегодня (Карелия и современность)

4

2

2

7.2

Знакомство с флагом Карелии и России, их история, обращение с флагом

3

2

1

7.3

Знакомство с сельским хозяйством, узнает откуда появляются продукты питания

6

1

5

7.4

Знакомство с животными и растениями родного края

2

2

 

8.

Приключенческие программы («Острова приключений»)

32

7

25

8.1

Безопасность на воде. Водный поход.

7

1

6

8.2

Постройка для лагеря

6

1

5

8.3

Постройка убежища (шалаша, иглу, норы) в лесу

8

2

6

8.4

Наблюдение за жизнью насекомых, маленьких зверей и птиц в природе

2

1

1

8.5

Знакомство с сельским хозяйством, узнает откуда появляются продукты питания

6

2

4

8.6

Выполнение «детективного задания»

3

 

3

* Здесь происходит знакомство с девизом скаутов «Ни дня без доброго дела», обсуждается, какие дела по силам кабскаутам, выполняется первое совместное «доброе дело» (социально-полезная деятельность). Но «добрые дела» остаются важным фактором воспитания в скаутинге на протяжении всей программы, и целью является то, что ребенок и вне скаутского мероприятия или группы учится замечать проблемы и трудности других людей и всегда готов придти на помощь, у него появляется потребность быть полезным.

Содержание тематического планирования

Учебно–методический комплекс, дидактическое обеспечение,информационно–техническое и материально–техническое обеспечение

Для реализации данной программы в ДЮЦ создана учебно-материальная база на основе партнёрства с КРДОО «Скауты Карелии» и структурами образовательного пространства.

Для реализации данной программы имеются: помещения для занятий (места сборов, спортивный зал), снаряжение для реализации программ (туристическое снаряжение), методическая литература и собственные методические разработки и наглядные учебные пособия. Для организации выездов используется загородная база Детско-юношеского центра.

Важным ресурсом реализации программы являются международные связи скаутов, позволяющие получать новые идеи, формы работы, создавать партнёрские проекты.

Для организации образовательного процесса используется богатый методический материал международного скаутского движения, а также наработанная КРДОО «Скауты Карелии» собственная методическая база, включая:

  • методический сборник «Скаутинг для начинающих»
  • сборник «Методические рекомендации по скаутингу»
  • сборник «Скаутские игры»
  • сборник «Специальности для скаутов»
  • сборник «Скаутский метод в развитии международного молодёжного сотрудничества»
  • материалы веб-сайта «Скауты Карелии»

Используется также методическая литература организации Скаутов Финляндии:

ИЗДАНИЯ:

  • Johtajasusi. Sudenpentujohtajan kirja, Kerava, 1991
  • Laumanjohtajan kasikirja. Opas sudenpentujen johtajalle. Suomen partiolaiset, Hameenlinna, 1995
  • Partijohatajan kasikirja. Suomen partiolaiset, Hameenlinna, 1995

БРОШЮРЫ:

  • Ekotzekkauslista. Suomen partiolaiset
  • Meille aurinko paistaa, meille hymyilee kuu(Materiaalia lippukunnan henkiseen ja hengelliseen kasvatukseen)
  • Sisupartiotoiminta

Таким образом, в Детско-юношеском центре имеются необходимые ресурсы для реализации данной образовательной программы на высоком уровне методического и материально-технического обеспечения.

Скачать программу в формате MS Word

 
Детско-юношеский центр г. Петрозаводск